Заикание.
      Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи и существует, очевидно, так же давно, как и человеческая речь. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма, темпа и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков или слогов. Эти задержки и повторения в речи возникают из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождаются нарушением дыхания, голоса и артикуляции. Если ребенку, у которого появилось заикание, не была оказана своевременная, необходимая и комплексная помощь, то, как правило, это речевое нарушение усиливается (особенно в первый год школьного обучения и в подростковом возрасте), приобретает хронический характер и сильно влияет на личность заикающегося.      Взрослый человек, страдающий заиканием, испытывает часто возникающие речевые затруднения и неудачи, что приводит к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, беспомощности и другие отрицательные эмоции. У многих заикающихся людей появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне не стоит даже пробовать» и др.), и, как следствие – ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. По своим проявлениям заикание крайне неоднородное расстройство. Это не только нарушение речи, но и расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Проявляется это по-разному. У заикающихся часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, покраснение лица. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его нередко порождают у людей, имеющих это расстройство, страх речи, чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания, поэтому расстройство речи еще более усиливается. Заикающимся кажется, что если они будут прибегать к разного рода уловкам – речевым (употребление определенных слов, например, «ладно», «ну и вот» и др.) или двигательным (скажем, сжимание руки в кулак), - это поможет им бороться с речевой судорогой, что, на самом деле, делает процесс речи еще более мучительным для них. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях (официальная обстановка, необходимость выступать перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека и т. д.). Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Бытует мнение, о том, что заикание возникает от испуга, то есть в результате психотравмы. Многие дошкольники часто пугаются. Например, в ясельную группу пришёл Дед Мороз, все дети заплакали от страха, и только одна девочка (из 15 человек) после этого начала заикаться. У ребенка, начавшего заикаться, имелись предпосылки, на которые «наслоились» различного рода психотравмы (например, сильный испуг, конфликты в семье и т.д.). К таким предрасполагающим причинам относятся: неблагоприятное течение беременности у матери, являющееся причиной ослабленности новорожденного; черепно-мозговые травмы; соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой; различного рода эмоциональное напряжение; раннее психическое и речевое развитие; наоборот, задержка развития психики и речи. Необходимо понимать, что успешная работа по коррекции заикания зависит от определения тех факторов, которые явились пусковым механизмом для этого нарушения. Проанализировать структуру заикания, определить его причину для того, чтобы успешно бороться с проявлениями, может только специалист. Как уже говорилось, заикание – одно из самых распространенных речевых расстройств, лечением которого занимаются практически все медицинские учреждения. И, тем не менее, многие подростки и взрослые продолжают заикаться, несмотря на то, что неоднократно обращались за медицинской помощью. В чем же дело? Почему традиционное лечение малоэффективно? Врач-невролог или психиатр выписывает человеку, обратившемуся за помощью, стандартный набор медикаментозных средств и этим ограничивается. А лечение заикания должно быть комплексным и индивидуальным. Этой проблемой должны  заниматься одновременно и врач, и психолог, и логопед. Такой подход к коррекции заикания является намного эффективнее. Но сначала, конечно, нужно проконсультироваться с логопедом. 
 Примеры из практики. 1. Я., 16 лет. Обратился с жалобой на сильную речевую судорогу. Мальчик родился недоношенным, психические процессы и речь формировались с задержкой. Заикаться начал по подражанию ребенку в детском саду в 4 года. Несколько раз проходил курсы медикаментозного лечения, с логопедом не занимался. Одновременно с речевой судорогой отмечалось двигательное напряжение, речевые уловки в виде добавления к словам звука «а», сильный страх речи. На уроках отказывался отвечать, ни с кем не дружил. Наряду с медикаментозным лечением занимался с психологом и логопедом снятием двигательного напряжения, отработкой речевого дыхания, голосовыми упражнениями, выработкой четкости произношения, интонационной выразительностью речи. Через три месяца в речи наступили улучшения, через полгода – стойкая ремиссия. Научился справляться со своим заиканием. Впоследствии поступил в техникум, женился. 2. С., 9 лет. Обратились родители с жалобой на речевую судорогу. Девочка от нормально протекавшей беременности, отмечалось раннее психическое, физическое и речевое развитие. Заикание возникло в 3 года после падения и сильного ушиба. При осмотре был выявлен очень быстрый темп речи (такой же темп был и у мамы, и у сестры девочки), отмечалось поверхностное речевое дыхание с укороченным выдохом, страх речи отсутствовал. На фоне медикаментозного лечения было проведено 24 логопедических занятия, включавших в себя работу над темпом и ритмом речи, дыханием, голосом, интонационной выразительностью речи. Речь освободилась от судороги.