Заикание относится к одному из самых частых нарушений речи и существует, очевидно, так же давно, как и человеческая речь.
Как правило, оно появляется в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы.
Заикание проявляется в нарушении ритма, темпа и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков или слогов. Эти задержки и повторения в речи появляются из-за судорог мышц речевого аппарата и сопровождаются нарушением дыхания, голоса и артикуляции.
Если ребенку, у которого развилось заикание, не была оказана своевременная и комплексная помощь, то, как правило, речевое расстройство усиливается (особенно в первый год школьного обучения и в подростковом возрасте), принимает хронический характер и сильно влияет на личность заикающегося. Взрослый человек, страдающий заиканием, переносит часто возникающие речевые затруднения и неудачи, что приводит к эмоциональным переживаниям, а иногда и к серьезным психотравмам, которые могут повлечь чувство неполноценности, беспомощности и другие отрицательные личностные реакции. У многих заикающихся людей появляются внутренние установки, ограничивающие развитие их потенциала («надо мной будут смеяться», «у меня не получится» и др.) и снижающие качество социальных контактов, провоцирующие уход в собственный мир и развитие неуверенности в себе. По своим проявлениям заикание — очень многоуровневое расстройство. Это не только нарушение речи, но и расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, наличие специфического склада личности. Проявляется это по-разному. У заикающихся часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, покраснение лица. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его нередко провоцируют у людей, имеющих это речевое нарушение, страх речи (логофобию), чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания, поэтому расстройство речи еще больше закрепляется и усиливается. Заикающимся кажется, что если они будут использовать разного рода уловки – речевые (употребление определенных слов, например, «ладно», «ну и вот» и др.) или двигательные (например, сжимание кисти руки в кулак), - это поможет им бороться с речевой судорогой, что, на самом деле, делает процесс говорения еще более неприятным и болезненным для них. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но обычно запинки возникают в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях (выступление, ответ на уроке или экзамене, разговор по телефону, ответ на неожиданный вопрос незнакомого человека и т. д.). Наиболее часто заикание развивается у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом интенсивного формирования фразовой речи. Речь в это время является наиболее уязвимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Распространено мнение, о том, что заикание возникает от испуга, то есть в результате психотравмы. Многие дошкольники часто пугаются. Например (случай из практики), в ясельную группу пришёл Дед Мороз, все дети заплакали от страха, и только одна девочка (из 15 детей) после этого начала заикаться. У ребенка, начавшего заикаться, имелись предпосылки, на которые «наложились» различного рода психотравмы. Таким образом, сильный испуг явился лишь «пусковым механизмом», который активировал действие других неблагоприятных факторов. К предрасполагающим причинам развития заикания относятся:
неблагоприятное течение беременности у матери, являющееся причиной ослабленности новорожденного; черепно-мозговые травмы; соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой; различного рода эмоционально-психическое напряжение; раннее психическое и речевое развитие; наоборот, задержка развития психики и речи. Лечение заикания.
Необходимо понимать, что успешная коррекция заикания зависит от определения тех факторов, которые повлияли на его возникновение. Проанализировать структуру заикания, определить его причину для того, чтобы успешно бороться с проявлениями, может только специалист после разносторонней диагностики. Несмотря на то, что заикание – одно из самых распространенных речевых расстройств, коррекцией которого занимаются практически все медицинские учреждения, многие подростки и взрослые продолжают заикаться. В чем же дело? Почему традиционное лечение обладает столь низкой результативностью? Согласно традиционнной схеме лечения, врач-невролог или психиатр выписывает человеку, обратившемуся за помощью, стандартный набор медикаментозных средств и этим лечение ограничивается.
Для того, чтобы коррекция была эффективной, она должна быть системной (ориентированной на выявление и устранение индивидуальных факторов развития заикания). Именно такой подход развивают специалисты Центра Эмбер. После тщательной диагностики специалисты (логопед-дефектолог, медицинский психолог) определят причины появления заикания и его тип. На основе полученных данных будет составлена индивидуальная программа коррекции, которая будет ориентирована на задачи нейтрализации негативных факторов и предотвращения рецидива речевого расстройства. Такой подход к коррекции заикания является наиболее результативным на сегодня.
Примеры из практики. С., 17 лет. Обратился с жалобой на сильное заикание. Из истории жизни: родился недоношенным, имелась задержка в развитии речи и других психических функций. Заикаться начал по подражанию ребенку в группе детского садика в 3 года. Несколько раз проходил курсы медикаментозной терапии, с логопедом не занимался. Одновременно с речевой судорогой отмечалось двигательное напряжение, речевые уловки в виде прибавления к словам звука «а», сильная логофобия (страх речи). На уроках боялся отвечать, ни с кем не общался. В Центре Эмбер наряду с медикаментозным лечением (по рекомендации своего врача-невролога) проходил занятия с психологом и логопедом по снятию телесного напряжения, устранению логофобии, отработке речевого дыхания, четкости произношения, интонационной выразительности речи, занимался голосовыми упражнениями. Через три месяца в речи появились улучшения, через полгода – стойкая ремиссия. Научился справляться со своим заиканием. К., 9 лет. Обратились родители с жалобой на речевую судорогу у ребёнка. Девочка от нормально протекавшей беременности, отмечалось раннее психическое, физическое и речевое развитие. Заикание возникло в 4 года после падения и сильного ушиба. На диагностике был выявлен очень быстрый темп речи (такой же темп был и у мамы, и у сестры девочки), отмечалось поверхностное речевое дыхание с укороченным выдохом, страх речи отсутствовал. На фоне медикаментозного лечения по показаниям невролога было проведено 23 занятия с логопедом-дефектологом, включавших в себя работу над темпом и ритмом речи, дыханием, голосом, интонацией. Речь освободилась от судороги.